АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА
ПСИХОЛОГ
Психолог Анастасия Матвеева о творческом и токсическом стыде
Чувство стыда: хорошо или плохо?
Чтобы ответить на вопрос, зафиксируем, что речь пойдет о творческом и токсическом стыде.

Творческий стыд помогает управлять возбуждением, придерживаться общественных норм, нужен для того, чтобы мы могли удовлетворять свои потребности непрямым путём.
Мы не справляем (я надеюсь) нужду посреди красной площади, потому что это, как минимум, социально не приемлемо. Но сделать это просто необходимо и мы начинаем творчески приспосабливаться к ситуации и ищем новые пути: спрашиваем у прохожих, где ближайшая уборная, например.

Творческий стыд помогает сохранять образ себя. Когда мы попадаем в несогласующуюся с нашими ценностями и убеждениями ситуацию, мы можем испытывать стыд, потому что наш образ не соответствует тому, что в данный момент с нами происходит.
Творческий стыд помогает различать контексты. Ходить дома в халате – уместно, в офисе в халате – ну вряд ли:)
Творческий стыд формируется, как правило, взрослыми, когда они постепенно объясняют ребенку нормы общества. Если у человека присутствует творческий стыд – это хорошо. Делать с ним ничего не нужно. Он должен быть.

Токсический стыд – совсем другое дело. Он часто ассоциируется с остановленной жизнью. Токсический стыд блокирует наши желания и проявления (открыть бизнес, завести блог, записать песню, познакомиться с кем-то и т.д.)
Сегодня мы запрещаем себе говорить кому-то о своей симпатии (стыд как предощущение импульсивного отвержения), завтра мы стесняемся сказать «нет», стесняемся претендовать на то, что хотим получить – из этого и складывается остановленная жизнь. Эти нереализованные потребности заглушают личность и жизнь проживается не своя, не настоящая.
И если вина (см. публикацию о чувстве вины) – это «Я совершил ошибку», то стыд – это «Я ОШИБКА».
Как вы уже могли догадаться – ничего хорошего в токсическом стыде нет. С ним можно и нужно работать.

Откуда берется токсический стыд?

Стыд – не врожденное эмоциональное состояние. Оно появляется примерно в 3 года. Возникновение стыда возможно только в социуме.
Токсический стыд формируется в условиях, когда ребенок громко проявляет свой интерес, выражает злость и другие эмоции (что для него естественно) и взрослый РЕЗКО, ГРУБО ОДЁРГИВАЕТ ребенка «ТЕБЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СТЫДНО ЗА ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ!». Т.е. взрослый практически говорит ребенку, что ему нужно поступать и чувствовать по-другому, быть кем-то другим.
Позже, когда ребёнок сталкивается с большой радостью, злостью, тягой к кому-то, он начинает чувствовать стыд. Потому что взрослый когда-то сказал ему, что ЭТО ПРО СТЫД.

Безопасное знакомство ребёнка со стыдом:

Задача взрослого – перенаправить ребенка к творческому стыду.
Не указывать ребёнку, что он должен чувствовать, а лишь объяснить, что в обществе себя так не ведут.
Тогда как ведут? Учим различать контексты: гулять на детской площадке в одних трусах нельзя, а дома можно. Рассказывать соседям о том, что мама с папой поругались нельзя, а дома с родителями это обсуждать можно.
Говорить ребенку о том, что в его поведении не нравится именно вам, говорить о своих чувствах – можно, изучать стыд с ребенком – можно. «Что ты чувствуешь сейчас?» «Тебе стыдно?» «Почему тебе стыдно?».
Сначала – послания от взрослого, потом сам себе критик. Токсический стыд привязывается к образу себя и не зависит от контекста. Это ощущение человек всегда носит с собой. Он связан с субъективной картиной мира.

Напомню, что стыд – это ПРЕДОЩУЩЕНИЕ. Человек не может точно знать, что его ждет отвержение, резкая критика или провал, но он настолько ярко всё это предощущает, что чувствует стыд даже на уровне тела (хочется сжаться, сбежать, провалиться сквозь землю, стать маленьким, незаметным, тяжесть в теле, жар или холод, потоотделение, ком в горле).
Ощущения неприятные. Возвращаться в них не хочется. Это приводит к изоляции.
Часто люди, которые испытывают стыд, закрываются, никому не рассказывают об этом и поэтому их стыд кажется им уникальным «Только мне стыдно, только я такой, а все остальные нормальные».
Как обходиться с токсическим чувством стыда?

Нерабочие схемы:
❌Гиперкомпенсация в достижениях. Привет перфекционистам.
Стремиться быть идеальной женой, идеальным родителем, придти к успешному успеху, к идеальному недостижимому образу. Это дает временный эффект, потому что рано или поздно человек столкнется с кризисами (кризисы - часть обязательной программы, это нормально). Кризисы подразумевают переоценку ценностей, а токсический стыд усугубляет ситуацию. «Тем ли я занимаюсь?» «Тому ли я посвятил жизнь?».
❌Горделивое поведение. «Я слишком крут чтобы писать первым».
Таким людям часто хочется войти в контакт. Хочется, но колется (помним про страх импульсивного отвержения).

Рабочие схемы (рабочие первые шаги, скажем так):
✅Важно исследовать свой стыд, наблюдать, в каких ситуациях появляется? О чём он?
Можно записывать свой голос на диктофон, танцы на видео и отслеживать, какие чувства сопровождают просмотр или прослушивание.
✅Укреплять и формировать устойчивый образ «Я» = формировать адекватную самооценку.
Можно начать с ответов на вопросы «Кто я?» «Чем занимаюсь?» «Что мне интересно?». После написать список из 10 вещей, которые сделать очень хочется, но вам неловко. Тут важно обратить внимание на то, как вы себя чувствуете, когда думаете об этих вещах.
✅Искать механизм формирования стыда.
Вспомнить взрослого, который вас стыдил в детстве. Какой он? Как он сам вёл себя в ситуациях, за которые вас стыдил?

Как изначально вы реагировали на ситуацию, за которую вас стыдили? Может вы злились или громко радовались чему-то?

Так мы увидим, какие реальные переживания скрываются за стыдом. Какими бы они ни были, они имеют право на существование.
Наверх