Невротическое чувство вины часто возникает у людей гиперответственных, неадекватно оценивающих свои силы, взваливающих на себя слишком много.
Человек, испытывающий невротическое чувство вины, чрезмерно осторожен, боится доставить кому-то неудобство, обидеть (Не путать с тактичностью. Чрезмерная осторожность всегда в ущерб себе). Не говорит о своих чувствах и желаниях, потому что так он может вызвать вину у другого человека. Он знает, как это больно и не хочет, чтобы кто-то страдал так же как и он.
Источники невротического чувства вины:
1. Детско-родительские отношения.
Родители используют чувство вины как способ управления ребенком, манипулируют: «Я готовила весь вечер ради тебя, а ты не хочешь есть» = ты виноват в том, что я потратила весь вечер на готовку. До трех лет ребёнок вообще не способен подвергать критике сказанное значимым взрослым.
Ссоры между родителями дети воспринимают на свой счет. До восьми лет у детей эгоцентрическое мышление (ЭТО НОРМА!), они думают, что они центр вселенной и все, что происходит, происходит по их вине «Я во всём виноват, потому что я за всё в ответе».
Чувство вины через любовь «Если бы ты любил меня, ты бы вёл себя иначе».
Вина как подавленная агрессия возникает тогда, когда родитель проявляет любое агрессивное действие по отношению к ребёнку (в данном контексте рассматриваем ЕСТЕСТВЕННЫЕ агрессивные действия, такие как: одеть, помыть, заставить чистить зубы – всё то, что дети делать не любят), ребёнок в этот момент ЕСТЕСТВЕННО чувствует злость, проявляет ее криком, плачем (пытается обозначить свои границы) и в ответ получает от родителя навязанное чувство вины. «Ты не должен злиться. Если злишься – ты плохой» Тут блокируется злость как компонент, необходимый для достижения цели и выставления личных границ + размываются границы ответственности, когда родитель вместо того, чтобы признать, что ОН САМ не выдерживает шума, его психика не справляется с тем, что ребёнок плачет и сопротивляется, перекладывает ответственность за своё состояние на ребёнка = «Ты виноват в том, что я раздражаюсь».
2. Вина, которая прививается обществом.
Всем не угодишь. По мнению общества, вы могли бы, например, учиться лучше. Наказывали за поведение публичным осуждением и заниженными оценками. В итоге человек настолько озабочен мнением окружающих, что не можем думать о своих личных целях.
Люди навешивают ярлыки: тихий и спокойный ребёнок = хороший ребёнок, громкий и активный = плохой. Мы хотим быть хорошими для всех, а это невозможно. Постоянно советуемся, нам важно одобрение.
Сюда же сексуальная вина (Чаще винят девочек. Истоки в устоявшихся крайностях: мадонна или блудница – среднего не дано).
3. Самонакладывающаяся вина.
Когда все вышеперечисленное уже сыграло свою роль, человек сам начинает играть роль винителя для самого себя, а где есть вина, там должно быть наказание.
Сами себя винящие сами себя и наказывают. Чаще неосознанно:
Наказание едой (переедания),
Самоповреждения (от ковыряния лица до нанесения серьезных увечий),
Трудоголизм (много работать – не проблема, если не до изнеможения; сюда же наказание спортом до потери пульса),
Саморазрушение (вредные привычки, зависимости),
Лишения (отказываются от повышений и других возможностей улучшить жизнь),
Вступают в отношения, в которых их уничтожают.
Как работать с невротическим чувством вины?
1. Подумать: не получаете ли вы вторичные выгоды от своей вины?
Да, вы, возможно, не только несчастный, который страдает от своей вины, но еще и счастливый обладатель вторичных выгод от этого состояния.
Например, с чего вы решили, что несете ответственность за чувства и действия других людей? Откуда такая уверенность в собственной значимости? (Вопросы не актуальны только в том случае, если вас зовут Иисус).
«Это я виноват(а) в том, что мои родители развелись», «Это я украл(а) у своей матери молодость», Такой маленький вы? Способны оказывать влияние на таких больших, самостоятельных взрослых?
«Я не говорю ей о своих чувствах, потому что переживаю за ее эмоциональное состояние», «Я не хочу портить ему настроение».
Если избавиться от чувства вины, останется ли что-то от этой значимости? Есть ли реальные обоснования этой значимости? Если нет, то ее придется взращивать, а это дополнительная работа и встряска для психики. Поэтому я лучше посижу и пострадаю тут со своей, придающей значимости виной в обнимку.
2. Найти истоки. Возвращаемся в начало публикации, где описаны причины возникновения вины. Вспоминаем, кто был тем значимым взрослым, который вас винил. Вспоминаем его послания. Не были ли смещены роли? Кто в детстве нёс ответственность в семье? Не перекладывалась ли она на вас, когда вы были ребёнком?
3. Адекватно оценить свои возможности, чтобы не пришлось себя наказывать за то, что вы успеваете и можете решить не всё. Как насчёт того, чтобы смириться с тем, что вы никогда не прочтёте все купленные книги, не пройдёте все оплаченные курсы? Не пытайтесь в 24 часа впихнуть невпихуемое. Важно реально оценивать желания и возможности.
4. Брать на себя ответственность. Когда границы вашей ответственности размыты, т.е. вы отвечаете за всё, за что в принципе отвечать не можете, это отвлекает от реальных дел, за которые вы должны нести ответственность. «Я удовлетворю кого-то, а на свои потребности у меня не хватит времени, но зато я не буду чувствовать вину».
Ответственность от вины тем и отличается, что вы понимаете, что ВЫ являетесь автором СВОИХ, пусть и плохих поступков и вы же являетесь автором действий, которые влияют на то, как сложится ваше будущее, т.е. признать, что изменения в ваших руках. «Я сделал плохо, а что Я могу сделать, чтобы дальше было по-другому?». Ответственность даёт силы, надежду и решимость.
Выполните упражнение на осознание: составьте список ситуаций, в которых вы сами провоцируете своих близких на чувство вины?
Как вы это делаете? Какие выгоды от их вины получаете?
P.S.: «Психотерапия начинается там, где кончается вина и возникает ответственность»
Ирвин Ялом. Шопенгауэр как лекарство.