АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА
ПСИХОЛОГ
Психолог Анастасия Матвеева о том, почему мы друг друга оцениваем
Оценивание - это формальное выражение авторитетного мнения. Но когда дело доходит до оценочного отношения внутри неформальной коммуникации, речь может идти о таких формах, как неодобрение, поучение, возмущение, снисхождение, помощь там, где не просят, навешивание ярлыков, деление людей на типы.
Тогда человек, которого оценивают, может начать заслуживать наше одобрение и стать послушным/начать бунтовать/поменяться с нами местами и пристыдить нас за наше оценочное отношение или вовсе прервет общение и впредь будет нас игнорировать.

Отсюда следует, что оценочное отношение выступает барьером между людьми и совершенно не способствует доверительным отношениям.

Это очередной способ избегания собственных чувств, когда выражая свое мнение о другом, мы увиливаем от вопроса «что сейчас происходит со мной?»: «ты плохой» вместо «мне обидно», снисходительное «она ниче такая» вместо того, чтобы признать, что мы чувствуем симпатию/влюбленность по отношению к человеку.

В этом случае не получится общения на равных, ведь осознанно или неосознанно, за счет оценивания, мы обозначаем свое превосходство, а другого человека делаем очень маленьким (родитель и ребенок, получается).
Тогда человек, которого оценивают, может начать заслуживать наше одобрение и стать послушным/начать бунтовать/поменяться с нами местами и пристыдить нас за наше оценочное отношение или вовсе прервет общение и впредь будет нас игнорировать.

Отсюда следует, что оценочное отношение выступает барьером между людьми и совершенно не способствует доверительным отношениям.

Это очередной способ избегания собственных чувств, когда выражая свое мнение о другом, мы увиливаем от вопроса «что сейчас происходит со мной?»: «ты плохой» вместо «мне обидно», снисходительное «она ниче такая» вместо того, чтобы признать, что мы чувствуем симпатию/влюбленность по отношению к человеку.

В этом случае не получится общения на равных, ведь осознанно или неосознанно, за счет оценивания, мы обозначаем свое превосходство, а другого человека делаем очень маленьким (родитель и ребенок, получается).
На самом же деле, все обстоит совсем иначе: оценивающий - это и есть тот самый ребенок, нетерпимый к особенностям других людей, убежденный в том, что их непременно нужно переделать и починить. Разумеется, такой человек не принимает и самого себя со всеми своими истинными чувствами и желаниям, пытается «причесать» их до состояния нормы (которую он сам для себя определяет). Осознавать все это - очень даже болезненная процедура, поэтому куда проще направить этот голос вовне: вместо осознания собственной неидеальности, сфокусироваться на неидеальности других.

Если у вас возникло желание вынести пользу из собственного оценочного отношения, попробуйте начать замечать его за собой, постоянно напоминая себе: «оценивая кого-то, я скрываю что-то от себя». Попробуйте почувствовать, что именно. Это будет огромный и смелый шаг навстречу самому себе.
Наверх